В условиях физических ограничений, карантинов и подобных экстренных ситуаций возможность перехода на дистанционное обучение просто бесценна.
Для занятий можно использовать имеющиеся учебники, однако технические возможности позволяют присылать дополнительно необходимые материалы, таблицы, фотографии, ссылки, по-добранные с учетом целей и уровня знаний студентов. Дополнительные возможности дистанционного обучения немецкому языку - интерактивные доски, карточки, тесты, видео- и аудио-материалы - сделают занятия интересными, помогут быстрее запомнить новую лексику, отработать грамматику.
Педагог предлагает выполнить задания для комплексного развития языковых навыков:
- Чтение - знакомство с художественными текстами, их обсуждение, поиск информации, проработка новых грамматических конструкций, изучение новой лексики, чтение новостей, статей из онлайн-изданий;
- Аудирование - прослушивание кратких диалогов, музыкальных фрагментов, отрывков из фильмов, выполнение заданий на заполнение пробелов в тексте недостающими словами;
- Письмо - написание эссе, сочинений, писем, сообщений, деловая переписка (виды текстов зависят от целей изучения языка);
- Говорение - преодоление языкового барьера, выполнение упражнений, мотивирующих к общению, развивающих речь (обсуждение фильмов, сериалов, музыки, книг, цитат знаменитостей).
В конце урока учащиеся получают домашнее задание. Выполненные упражнения студент отправляет педагогу на электронную почту. На следующем занятии преподаватель разбирает ошибки, обсуждает результаты, дает рекомендации.
Безусловно в дистанционном обучении есть ряд особенностей. Для студентов «третьего возраста» их необходимо учитывать:
- Темп - общий темп занятия меняется. Медленнее, больше пауз, повторы. Это неизбежно даже ввиду технических помех и возрастных особенностей восприятия;
- Четкое распределение ролей, очередность проговаривания и повторения;
- Постепенное выкладывание в чате материалов, чтобы не запутывать студентов.
Дистанционные занятия развивают внимание, навыки аудирования, гибкость в обращении гаджетами, освоение новых подходов и технологий. Сами того не замечая, студенты развиваются, постепенно осваивая новые пути изучения и познания.
Очень хорошим вариантом сочетания «живого и виртуального» стали небольшие видеоролики, записанные преподавателем с фрагментами заданий и их выполнения для студентов. Это дает возможность тренироваться воспринимать материал онлайн, но в то же время есть возможность повтора, пересмотра и оттачивания.
Крайне важным является психологический настрой, особенно для возрастных студентов. Здесь ключевую роль играет преподаватель, способный должным образом сохранять внимание, осуществлять повторы, создавать необходимую атмосферу терпения, поддержки, подбадривания и юмора на занятии.
Преподаватель немецкого языка УТВ Анна Пода.