Финансовая грамотность - это то, что сейчас нужно каждому. Особенно часто обманутыми оказываются пенсионеры, которые в силу возраста не всегда могут противостоять мошенникам или даже слишком навязчивому маркетингу. Именно поэтому в Псковской области в университете третьего возраста этим проблемам посвящены целые занятия. С какими проблемами сталкиваются пожилые псковичи и чему учатся на уроках финансовой грамотности, рассказал преподаватель – руководитель юридической фирмы «Гарант Псков» Эдуард Артебякин.
«Хотим всё!»
– Эдуард Юрьевич, расскажите, как давно вы сотрудничаете с Университетом третьего возраста?
– Я занимаюсь юридической деятельностью почти восемь лет. Но вообще я военный пенсионер. Первое образование - финансист. У военных это редкость, а юридический спектр деятельности был всегда присущ, потому что раньше в войсках юристов не было по определению - всё лежало на финансисте. Я служил в юридическом институте начальником финансово-экономического отдела, получил второе юридическое образование и преподавал по программе «Финансы и кредит».
Лет 5-6 назад я был с отчётами в Пенсионном фонде и познакомился со Светланой Андреевной Мельничук. Это связующее звено, стержень всего Университета третьего возраста. И вот у них была идея открыть правовой факультет. Для меня это было более-менее понятно, хотя начинать надо было с нуля. Преподавание - это набор лекций, семинаров, программа должна быть. Спрашиваю: «Что мы хотим?» А они говорят: «Хотим всё!» И вот уже пять лет наш факультет работает. В университете занятия идут с октября по апрель.
– Что именно вы преподаёте?
– Важно не столько донести информацию - нашим слушателям больше нужна поддержка. При взаимодействии с магазинами, с банками, в случае столкновения с мошенничеством слушатель должен понимать, как ему среагировать, куда ему позвонить, кому задать вопрос. В приёмной Союза пенсионеров всегда дежурят специалисты, которые принимают звонки, мои контакты есть. И приятно, когда тебе звонят и говорят, что удалось решить какой-то вопрос. Всё-таки люди преклонного возраста более замкнуты, не готовы делиться своими проблемами, где-то перетерпят, хотя понимают, что, возможно, их ввели в заблуждение. Немножко веры в себя нужно дать.
– С какими ведомствами взаимодействуете?
– Бывает, формируешь курс лекций и видишь, что слушателей интересуют вопросы дарения, наследства. Мы приглашаем специалистов из Нотариальной палаты, чтобы они нам эту лекцию провели. Все-таки возраст такой. Я всегда говорю: лучше подумайте заранее на эту тему, лучше сообщите детям, внукам свои решения. Потому что, бывает, до суда доходит. Нехорошо всё это. Нотариальная палата всегда открыта для нас: для наших слушателей одна консультация к нотариусу является бесплатной.
Реестр, кадастровая служба - обязательно раз в год приглашаем специалистов, потому что вопросы есть: начисление налога, регистрация, перерегистрация.
Бывает, что-то нужно в рамках защиты прав потребителей, - приглашаю Роспотребнадзор. Несколько лет назад мы в течение года провели целый курс занятий со Сбербанком о том, как работать с банковскими картами. Прямо группами по 5-7 человек приводили наших слушателей в отделения, и сотрудницы банка учили их, как и что делать.
Два юриста - три мнения
– Вы как юрист на чем специализируетесь?
– Есть такая поговорка: два юриста - три мнения. Конечно, специализация та, по которой у тебя больше наработано практики. Но если набирается какая-то тематика, то я всегда приглашаю специалистов. Правда, есть один нюанс: например, у сотрудников Росреестра, как и любой другой государственной структуры, задача - объяснить, как сделать правильно. А наших слушателей очень часто мучает вопрос, как исправить ситуацию, потому что она уже случилась. И тут получается, что не всегда мы можем получить ответ от специалистов, как из ситуации выйти.
Но нас закаляли ещё в военном училище: ты не имеешь права сказать командиру «нельзя» - ты должен предложить пути решения ситуации. Поэтому сейчас в рамках университета третьего возраста я понимаю, что необходимо дать какие-то пути решения. В этом плане Союз пенсионеров помогает - находит специалиста, к которому можно направить нашего слушателя, чтобы его проблему решить.
– Какие были интересные случаи?
– Был случай: дочь нашей слушательницы получает квартиру, её затапливают. Ошибка застройщика. Дали консультацию. Застройщик сразу компенсировал сумму. В суд идти не пришлось.
Бывают моменты, когда просто достаточно позвонить. Но когда звоню я или мои юристы - это одно. Когда приходят сами клиенты - может не получиться контакта. Поэтому важно договариваться. Нежелательно, чтобы мы переходили в судебный процесс. Судебный процесс - это время, деньги, и не всегда результат можно предсказать. Хотя иногда нужно.
– То есть бывает, что проблему можно решить только в суде?
– Бывают моменты, когда судимся, отстаиваем права. Например, удерживали с пенсионерки 50 % пенсии в счёт долга. А получает она 13 тысяч. Ну, должен человек банку. Согласен, что должен: взяла кредиты, не для себя – для детей. Но у неё остаётся от пенсии всего 7 тысяч. Судья порекомендовала приставам рассмотреть документы. Никто же не говорит, что платить не надо. Но можно платить в меньших объёмах. Итог: приставы присылают постановление - уменьшить сумму и удерживать 20 %. Все довольны. Но пришлось войти в судебный процесс.
Ещё был случай: наша слушатель ехала в такси. Через два дня ей звонят из УВД: «В этой машине потеряли телефон, есть подозрение, что вы его взяли». И приглашают к себе. Что делать? Мы не адвокаты, мы не можем пойти. Консультируем, как поступить, как написать бумагу. В этом случае нам помогли ребята из Ассоциации адвокатов, они сопровождали нашу слушательницу в полицию, и всё закончилось хорошо.
Оформленные переживания
– Компенсации потребителям за нанесённый ущерб насколько серьёзны?
– В делах защите прав потребителей моральный ущерб даже не нужно доказывать. Сам факт морального ущерба присутствует, потому что в отношении человека нарушили законодательную норму. Но объём морального ущерба должен всегда доказываться. Суд всё учитывает, но с юридической точки зрения нужно помочь суде принять решение. Все люди переживают, но люди в возрасте, наверное, переживают ещё больше. И эти переживания должны быть «материально оформлены». Судебная практика такова, что можно за моральный ущерб получить тысячу,а можно - двадцать.
Ещё один совет: делая покупки, старайтесь не рассчитываться наличкой. Рассчитывайтесь картой. Был вообще казусный случай. Люди поели в кафе: бизнес-ланч - 440 рублей за двоих. Чек не взяли. А потом через несколько недель оказалось, что в кафе потрачено 4400 рублей. Возможно, менеджер нажал лишний нолик. Что делать? Звоним в кафе и спрашиваем: что это такое? У них бухгалтерия, они должны были это видеть, почему они до сих пор не связались с клиентом? На следующий день деньги вернули.