Берегите нервы. Чему учат пенсионеров на уроках финансовой грамотности -

Берегите нервы. Чему учат пенсионеров на уроках финансовой грамотности

Берегите нервы. Чему учат пенсионеров на уроках финансовой грамотности
Финансовая грамотность - это то, что сейчас нужно каждому. Особенно часто обманутыми оказываются пенсионеры, которые в силу возраста не всегда могут противостоять мошенникам или даже слишком навязчивому маркетингу. Именно поэтому в Псковской области в университете третьего возраста этим проблемам посвящены целые занятия. С какими проблемами сталкиваются пожилые псковичи и чему учатся на уроках финансовой грамотности, рассказал преподаватель – руководитель юридической фирмы «Гарант Псков» Эдуард Артебякин.
 
«Хотим всё!»
 
– Эдуард Юрьевич, расскажите, как давно вы сотрудничаете с Университетом третьего возраста?
 
– Я занимаюсь юридической деятельностью почти восемь лет. Но вообще я военный пенсионер. Первое образование - финансист. У военных это редкость, а юридический спектр деятельности был всегда присущ, потому что раньше в войсках юристов не было по определению - всё лежало на финансисте. Я служил в юридическом институте начальником финансово-экономического отдела, получил второе юридическое образование и преподавал по программе «Финансы и кредит».
 
Лет 5-6 назад я был с отчётами в Пенсионном фонде и познакомился со Светланой Андреевной Мельничук. Это связующее звено, стержень всего Университета третьего возраста. И вот у них была идея открыть правовой факультет. Для меня это было более-менее понятно, хотя начинать надо было с нуля. Преподавание - это набор лекций, семинаров, программа должна быть. Спрашиваю: «Что мы хотим?» А они говорят: «Хотим всё!» И вот уже пять лет наш факультет работает. В университете занятия идут с октября по апрель.
 
– Что именно вы преподаёте?
 
– Важно не столько донести информацию - нашим слушателям больше нужна поддержка. При взаимодействии с магазинами, с банками, в случае столкновения с мошенничеством слушатель должен понимать, как ему среагировать, куда ему позвонить, кому задать вопрос. В приёмной Союза пенсионеров всегда дежурят специалисты, которые принимают звонки, мои контакты есть. И приятно, когда тебе звонят и говорят, что удалось решить какой-то вопрос. Всё-таки люди преклонного возраста более замкнуты, не готовы делиться своими проблемами, где-то перетерпят, хотя понимают, что, возможно, их ввели в заблуждение. Немножко веры в себя нужно дать.
 
– С какими ведомствами взаимодействуете?
 
– Бывает, формируешь курс лекций и видишь, что слушателей интересуют вопросы дарения, наследства. Мы приглашаем специалистов из Нотариальной палаты, чтобы они нам эту лекцию провели. Все-таки возраст такой. Я всегда говорю: лучше подумайте заранее на эту тему, лучше сообщите детям, внукам свои решения. Потому что, бывает, до суда доходит. Нехорошо всё это. Нотариальная палата всегда открыта для нас: для наших слушателей одна консультация к нотариусу является бесплатной.
 
Реестр, кадастровая служба - обязательно раз в год приглашаем специалистов, потому что вопросы есть: начисление налога, регистрация, перерегистрация.
 
Бывает, что-то нужно в рамках защиты прав потребителей, - приглашаю Роспотребнадзор. Несколько лет назад мы в течение года провели целый курс занятий со Сбербанком о том, как работать с банковскими картами. Прямо группами по 5-7 человек приводили наших слушателей в отделения, и сотрудницы банка учили их, как и что делать.
 
Два юриста - три мнения
 
– Вы как юрист на чем специализируетесь?
 
– Есть такая поговорка: два юриста - три мнения. Конечно, специализация та, по которой у тебя больше наработано практики. Но если набирается какая-то тематика, то я всегда приглашаю специалистов. Правда, есть один нюанс: например, у сотрудников Росреестра, как и любой другой государственной структуры, задача - объяснить, как сделать правильно. А наших слушателей очень часто мучает вопрос, как исправить ситуацию, потому что она уже случилась. И тут получается, что не всегда мы можем получить ответ от специалистов, как из ситуации выйти.
 
Но нас закаляли ещё в военном училище: ты не имеешь права сказать командиру «нельзя» - ты должен предложить пути решения ситуации. Поэтому сейчас в рамках университета третьего возраста я понимаю, что необходимо дать какие-то пути решения. В этом плане Союз пенсионеров помогает - находит специалиста, к которому можно направить нашего слушателя, чтобы его проблему решить.
 
– Какие были интересные случаи?
 
– Был случай: дочь нашей слушательницы получает квартиру, её затапливают. Ошибка застройщика. Дали консультацию. Застройщик сразу компенсировал сумму. В суд идти не пришлось.
 
Бывают моменты, когда просто достаточно позвонить. Но когда звоню я или мои юристы - это одно. Когда приходят сами клиенты - может не получиться контакта. Поэтому важно договариваться. Нежелательно, чтобы мы переходили в судебный процесс. Судебный процесс - это время, деньги, и не всегда результат можно предсказать. Хотя иногда нужно.
 
– То есть бывает, что проблему можно решить только в суде?
 
– Бывают моменты, когда судимся, отстаиваем права. Например, удерживали с пенсионерки 50 % пенсии в счёт долга. А получает она 13 тысяч. Ну, должен человек банку. Согласен, что должен: взяла кредиты, не для себя – для детей. Но у неё остаётся от пенсии всего 7 тысяч. Судья порекомендовала приставам рассмотреть документы. Никто же не говорит, что платить не надо. Но можно платить в меньших объёмах. Итог: приставы присылают постановление - уменьшить сумму и удерживать 20 %. Все довольны. Но пришлось войти в судебный процесс.
 
Ещё был случай: наша слушатель ехала в такси. Через два дня ей звонят из УВД: «В этой машине потеряли телефон, есть подозрение, что вы его взяли». И приглашают к себе. Что делать? Мы не адвокаты, мы не можем пойти. Консультируем, как поступить, как написать бумагу. В этом случае нам помогли ребята из Ассоциации адвокатов, они сопровождали нашу слушательницу в полицию, и всё закончилось хорошо.
 
Оформленные переживания
 
– Компенсации потребителям за нанесённый ущерб насколько серьёзны?
 
– В делах защите прав потребителей моральный ущерб даже не нужно доказывать. Сам факт морального ущерба присутствует, потому что в отношении человека нарушили законодательную норму. Но объём морального ущерба должен всегда доказываться. Суд всё учитывает, но с юридической точки зрения нужно помочь суде принять решение. Все люди переживают, но люди в возрасте, наверное, переживают ещё больше. И эти переживания должны быть «материально оформлены». Судебная практика такова, что можно за моральный ущерб получить тысячу,а можно - двадцать.
 
Ещё один совет: делая покупки, старайтесь не рассчитываться наличкой. Рассчитывайтесь картой. Был вообще казусный случай. Люди поели в кафе: бизнес-ланч - 440 рублей за двоих. Чек не взяли. А потом через несколько недель оказалось, что в кафе потрачено 4400 рублей. Возможно, менеджер нажал лишний нолик. Что делать? Звоним в кафе и спрашиваем: что это такое? У них бухгалтерия, они должны были это видеть, почему они до сих пор не связались с клиентом? На следующий день деньги вернули.

Смотрите также

Берегите нервы. Чему учат пенсионеров на уроках финансовой грамотности

Берегите нервы. Чему учат пенсионеров на уроках финансовой грамотности

С какими проблемами сталкиваются пожилые псковичи и чему учатся на уроках финансовой грамотности, рассказал преподаватель – руководитель юридической фирмы «Гарант Псков» Эдуард Артебякин.

Рекомендации по здоровому образу жизни для старшего поколения

Рекомендации по здоровому образу жизни для старшего поколения

С возрастом происходят изменения в личной жизни, здоровье, приеме медикаментов, изменение ритма жизни, привычек и вкусов, что может повлиять на интересы к здоровому питанию и физической активности.

Разработаны методические рекомендации по фитнесу для людей старшей возрастной группы

Разработаны методические рекомендации по фитнесу для людей старшей возрастной группы

В целях поддержания физической активности населения в период самоизоляции и ограничительных мер специалисты Федерации фитнес-аэробики России по заказу Министерства спорта Российской Федерации разработали методические рекомендации для занятий физической культурой граждан старшей возрастной группы.

«Чем мы здоровее, тем меньше проблем у наших детей». Правила жизни на пенсии

«Чем мы здоровее, тем меньше проблем у наших детей». Правила жизни на пенсии

Активные москвичи - о том, есть ли жизнь на пенсии и как оставаться в тонусе, когда не нужно каждый день спешить на работу.

Кризис старшего возраста. Как пережить стресс при выходе на пенсию

Кризис старшего возраста. Как пережить стресс при выходе на пенсию

Не секрет, что многие из нас просто не умеют жить для себя. И откуда взяться этому умению, если с детства нам внушали и приучали, что это плохо?! Для таких людей работа становится своеобразной платформой, на которую они опираются в поисках смысла жизни. Потеряв эту опору, новоиспечённый пенсионер чувствует себя одиноким и никому не нужным.

Как правильно готовиться к пенсии

Как правильно готовиться к пенсии

Каждому человеку по-своему представляется пенсионный период его жизни. Для одних - это райское блаженство, свобода и удовольствия каждый день, для других, пенсия - это бескрайнее пространство тоски и скуки. В реальности ошибаются и те, и другие.

Как жить после выхода на пенсию. Советы психолога

Как жить после выхода на пенсию. Советы психолога

Мне 57 лет. Год назад я вышла на пенсию. Честно говоря, никогда раньше не думала, что выход на пенсию станет для меня трагедией. Сколько себя помню, мечтала о том, что когда-нибудь наступит время, когда не нужно будет сломя голову нестись на работу, когда можно будет заниматься тем, чем действительно хочется, не выкраивать минуты на то, чтобы прибраться в квартире и приготовить вкусный ужин. Но все оказалось не так.